Изготовление рулей и швертов в домашних условиях.

       Предистория.

       Говорят, что ленивый изобрел колесо. Не верьте. Ленивый изобрел грабли и сам постоянно наступает на них. В наше время с избытком информации (как мне, ленивому, казалось) проще простого взять и заказать шверт. Не получилось. Ну нет таких услуг (или мне не попались). Тогда попробовал купить шверты Б/У. Снова облом. Поскольку сам собрал катамаран - решил повторить этот "подвиг" с рулем и швертами. Начал поиски технологии изготовления швертов и поразился множеству противоречий и страшилок, кочующих по Инету из статьи в статью. Плюнул и решил тупо повторить шверт от Альбатроса со своими размерами и посадочным узлом. А для того, чтобы другие не попадались на те же грабли, опишу технологию очень подробно.

        Страшилка от Инета: Лист Д16Т не гнется, а если гнется, то вдоль проката, и для этого надо прыгать вдвоем на полусогнутом листе со всей дури, и лист, даже если удастся согнуть, обязательно лопнет по сгибу. 

        Вот на такой светлой ноте и началось мелкосерийное производство. Для начала стоило определиться с толщиной листа. 0,8 хорошо гнется, 1,5 прекрасно держит контур. Как я прикидывал, 1,2 в самый раз будет. Но жизнь вносит свои коррективы. Попался лист некондиции Д16Т 1,5 - и проблема выбора пропала. В соответствии со страшилкой пригласил ребят потяжелее для гибки. И тут наш Юрич подбрасывае идею начала 50-х прошлого века из "Юного Техника". Ура! Проблема решена. Попробовав технологию на чужом руле, приступаем к гибке.

          Итак, для гибки листа Д16Т необходимы: верстак, 2 доски 20мм, выступающие за края гиба мм на 100, трубка ф16 такой же длины, 2-3 струбцины с просветом 180-200 мм, резиновая киянка, кусок  белого мыла, газовая горелка с баллоном. Стандартного за 70р на 1 шверт хватает. Порядок гибки:

1. Разупрочнение зоны гиба. Используется следующее свойство Д16Т: при нагревании до температуры 160-180 градусов Д16 размягчается на 5-6 часов, после истечения которых опять кристаллизуется и возвращает прочность. Естественно, не полностью, а процентов на 70-80. Этого достаточно. Линию сгиба намазываем с одной стороны твердым мылом сантиметров на 5 в обе стороны от линии сгиба. С противоположной стороны листа начинаем прогревать горелкой зону сгиба. Чем равномернее прогрев, тем меньше лист коробится. Но на короблении не стоит зацикливаться. Прогрев зону шва, начинаем ее разогревать до почернения мыла. Как только мыло потемнело - движемся дальше по шву. Пройдя весь шов, даем листу полностью остыть при комнатной температуре.

2. Формирование первичной кромки с загибом листа на 35-40 градусов. Для этого лист прижимается 2-мя струбцинами между досками к верстаку. Помощник оттягивает лист вниз, в это время киянкой надо сформировать ровную переднюю кромку. При оттяжке листа на 90градусов, он вернется на 2/3 назад после простукивания. Это нормально.

3. Загиб листа до 60 градусов. Для этого лист кладется сгибом на край верстака, обе плоскости прижимаются к верстаку, сверху накладывается доска и струбцинами потихоньку выдавливаем доску. Главное - чтобы лист из-под струбцины не выстрелил. До конца угол не дожимать.

4. Формирование передней кромки шверта. Положить лист, согнутый до 60 градусов, кромкой к краю верстака. Между листами вдоль кромки прокладываем трубку. Обе плоскости прижимаем к столу, накладываем доску на расстоянии 5-6 см от сгиба и крепим с небольшим натягом струбцинами. Киянкой простукиваем сгиб и формируем кромку. По мере формирования поджимаем струбцины. В итоге получаем заготовку примерно такую.

       И никаких даже малейших трещин на сгибе. К утру наберет родную жесткость и упругость - и можно мастерить дальше.  Не забываем, что одна сторона у шверца плоская, другая - по дуге. Не забудьте припуск на дугу и прихватку (30-50 мм)!!! Кстати, глубоко по барабану как гнуть лист - вдоль проката, поперек или под углом.

       Выбор каркаса и схемы крепления.

       Все статьи, описывающие строение шверта, рассказывают о каркасах из трубок, приплюснутых и т.п.  Вручную давить до нужного размера? Неправильно все это. Система должна быть простой. И здесь на помощь пришла контора. Завезли прямоугольный профиль 40*20*1 из АД31. Чуть мягче Д16, но зато полная коробка. Жесткости хоть отбавляй. Сначала обкатали эти короба на транцах (см. статью) - остались довольны. Примерил - то что надо. Площадка получается удобная, да и клепать плоскость полегче, чем трубку.

        Остался нерешенным вопрос - как крепить. Стандартное альбатросовское крепление через втулку на ось балки может быть и хорошее, только не нравится мне. Не люблю силовое крепление по одной точке. И еще один момент. Поскольку шверт большей площади, скручивающие нагрузки тоже вырастут. Надо их компенсировать. Для этого решил разделить нагрузки. Основную возложить не на ось крепежа, а на саму балку. Для этого ввести вторую балку из того же профиля в верхнюю часть шверта и на две балки наклепать пластины из Д16Т ф5,0.  В одной отверстие под болт крепления, во второй - под балку. Шверт будет одеваться на балку и фиксироваться болтом. При этом все боковые нагрузки пойдут на балку. Пусть это будет немного тяжелее, но значительно надежнее.

 

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

© 2009 Самаркат.
Все права сохранены.
т. (846)992-95-96